Верхний сад Петергофа

Навигация



Информация

Ломоносовский район, деревня Низино,
Центральная улица, дом 1

Схема проезда

(812) 331-45-48
(812) 249-92-59

Система классификации отелей

Отзывы

Благодарность Грин Отелю от семьи Гуниных

В вашем отеле останавливались всего на одну ночь с 31 июля на 1 августа 2020...


Все отзывы

Верхний сад Петергофа

С южной стороны Большого дворца расположен второй регулярный парк Петергофа — Верхний сад. Он разбит на площади пятнадцать гектаров. Его планировка тесно связана с архитектурным членением дворца. Ширине парка соответствует длина всего фасада здания, а партер парка с фонтанными бассейнами — центральной части дворца.

Большие цветники, аллеи низко стриженных деревьев и кустарников, трельяжные беседки, фонтаны и мраморные статуи составляют украшение просторного светлого сада.

С трех сторон сад обнесен капитальной оградой. Она состоит из ста пятидесяти широких отштукатуренных столбов, которые установлены на общем фундаменте. С их внешней стороны прикреплены рельефные украшения с масками львов, держащих во рту кольца. Пролеты между столбами заполнены деревянной решеткой из четырехгранных пик.

Верхний сад Петергофа

Ограду разрывают четыре въезда в сад. Главный из них расположен против центра дворца, он оформлен монументальными воротами, состоящими из ажурных кованых створов и массивных светлых пилонов (каменные столбы с полуколоннами).

По центральной оси сада расположены три фонтана: «Дубовый», «Нептун», «Межеумный» («Неопределенный»). Два водомета устроены в середине Квадратных прудов, которые вырыты перед галереями дворца.

Композиционным центром Верхнего сада является фонтан «Нептун», украшенный грандиозной скульптурной группой. На высоком пьедестале возвышается статуя бога морей Нептуна. С четырех сторон пьедестала из фонтанирующих масок морских чудовищ бьют наклонные струи воды. У основания его две скульптуры женщин, сидящих на огромных рыбах, — олицетворение речных вод. Плоский, заложенный туфом постамент несет на себе изваяния тритонов, наяд, мальчиков, погоняющих дельфинов. Большой, с извилистыми краями бассейн наполнен, кроме того, фигурами дельфинов, от которых поднимаются невысокие струйки воды.

Все фигуры поданы в резком и разнообразном движении, прекрасно гармонирующем с подвижностью многочисленных струй фонтана. Нептун стоит, выставив правую ногу вперед, отведя назад правую руку с трезубцем — символом своей власти. На голове его — корона, волосы струятся крупными локонами по плечам, широкий пояс вьется у бедер волнистыми складками; весь он мускулистый и подвижный. На маленьком каскаде с южной стороны бассейна установлена бронзовая статуя Аполлона Бельведерского.

Верхний сад Петергофа

Верхний сад закладывался в 1710 году на открытой местности. На генеральном плане Петергофа, составленном Браунштейном и поданном им в 1718 году на просмотр Леблону, была обозначена широкая аллея, идущая на юг от Верхних палат. Ее пересекали поперечные аллеи, образующие четыре симметрично расположенных прямоугольных партера.

Этот план не удовлетворил Леблона. Архитектор составил новый проект, предусматривающий устройство фонтанов, без которых сад «будет весьма невесел». Изменить существующую планировку Леблон находил возможным потому, что в саду не было каких-либо сложных сооружений, большую его часть еще не оформили, а то, что было сделано, имело плохой вид. Подачу воды к фонтанам Леблон предполагал осуществить при помощи насосов.

На территории сада в 1719—1721 годах вырыли два Квадратных пруда и большой удлиненной формы центральный бассейн (впоследствии «Нептуновский»). Эти бассейны предназначались для питания водой фонтанов Нижнего парка.

Леблон предложил царю также устроить вместо ограды рвы. Свое предложение он мотивировал не только эстетическими соображениями — забор скрывает окружающий ландшафт, — но и тем, что рвы помогут осушить сад и по ним из прилегающих болот пойдет вода для фонтанов. Рвы были выкопаны, и их следы сохранились в саду до наших дней.

При жизни Петра I Верхнему саду (его тогда называли «Верхним огородом») придавалось утилитарное значение. В его партерах росли плодовые деревья и огородные культуры, включая огурцы и капусту.

Все внимание царя было сосредоточено на Нижнем парке, и Верхний сад долго оставался без фонтанов. Немаловажной причиной тому была и нерешенная проблема снабжения их водой. Выход был найден немного позже, когда в 1733 году начали прокладывать трубопровод от пруда, расположенного в трех километрах южнее Петергофа, к фонтану «Самсон». Уровень воды пруда оказался выше на тридцать метров уровня Нижнего парка и на четырнадцать метров — Верхнего. Лишь это обстоятельство дало возможность украсить сад фонтанами с естественным напором воды.

В сравнительно короткий срок, с 1734 по 1738 год, в Верхнем саду было построено пять фонтанов.

В феврале 1734 года П. Суалем сделал чертежи круглого бассейна для первого фонтана Верхнего сада. Его установили перед фасадом дворца между Квадратными прудами. К. Растрелли изготовил из свинца дерево «Дуб», трех драконов и шесть дельфинов. Фонтанирующий «Дуб» простоял здесь до 1746 года, потом его сняли для ремонта, и больше в Верхнем саду он не устанавливался. В 1803 году «Дуб» поместили в Нижний парк. Хотя скульптурное убранство бассейна неоднократно менялось, за ним закрепилось название «Дубовый».

В Квадратных прудах также были устроены фонтаны с многофигурными скульптурными украшениями. К концу XVIII века от них оставалось лишь по шесть «дельфин свинцовых золоченых». В 1738 году в Круглом бассейне, перед главным входом в Верхний сад, архитектор И. Бланк поставил свинцовую скульптурную группу «Андромеда». Через некоторое время группу сняли, и в бассейне осталась одна «свинцовая фигура вид имеющего змея», окруженная четырьмя дельфинами. Фонтан получил название «Межеумный».

В центральном бассейне поместили «Телегу Нептунову», которую предполагали ранее поставить на Руинном каскаде Нижнего парка. Скульптурная группа, отлитая из свинца и позолоченная, в 1737 году была установлена на облицованный туфом пьедестал и сохранялась дольше всех украшений Верхнего сада в Петергофе. О составе группы дает представление опись 1784 года: «...дельфин свинцовых с трубками восемь, Нептун с коляскою один, при оном же фигур свинцовых плывущих две, да на свинцовых лошадях верховые четыре, спереди и позади Нептуна фигур свинцовых две, да подле того фонтана состоит фигура свинцовая золоченая, называемая Зима с жаровником — одна».

Фонтаны Верхнего сада полностью соответствовали уже сложившемуся стилю оформления царской резиденции.

В партере перед Большим дворцом на пьедесталах установили восемь золоченых свинцовых статуй и солнечные часы, состоявшие из квадратной мраморной доски с золочеными римскими цифрами и медным диском в центре. Они сохранялись здесь до 1941 года.

Бичом садоводов являлась сырость. Место оказалось низким, заболоченным, деревья гибли. Площадь сада приходилось повышать путем подсыпки растительного грунта. 26 августа 1738 года во время своего пребывания в Петергофе императрица Анна Иоанновна указала, чтоб «в Верхнем саду подле аллей и прочий деревья удовольствовать черноземом, понеже в том саду имеется место иловатое». Уровень сада вследствие неоднократных подсыпок оказался намного выше пола первого этажа Большого дворца.

Существенно изменился облик Верхнего сада в царствование Елизаветы. В это время по своему художественному оформлению он был равнозначным ансамблю центральной части Нижнего парка. Его расцвет имеет тесную связь с бурно развивавшимся дворцовым строительством в Петергофе в середине XVIII века.

Как было сказано выше, парадный въезд в Нижний парк во времена Петра I оформлялся со стороны залива. Начиная с 40-х годов XVIII века, в связи с улучшением грунтовой дороги между Петербургом и Петергофом, «Петергофская першпектива» становится основным средством сообщения. Возникает необходимость благоустроить въезды к летней резиденции с южной стороны, тем более что во время перестройки Большого дворца парадная лестница была сооружена не в северной его части, а в южной. Верхний сад по плану В. Растрелли был расширен в соответствии с перестроенным дворцом. Старую трельяжную ограду, потерявшую свое значение, уничтожили. Сад украсили дорожками, крытыми аллеями, беседками.

Его парадным, пышным нарядом стала и каменная ограда. Составляя проект этой ограды, архитектор хотел установить между столбами железную решетку с литыми чугунными украшениями. К 1756 году были возведены каменные столбы с маскаронами и алебастровыми на них вазами. Но вместо металлического заполнения между столбами установили деревянные пики. Изготовление железной решетки «за малоимением денежной казны» отложили «до лучших времен».

Верхний сад Петергофа

Пилоны главных ворот были украшены амурами, державшими рог изобилия, а пилоны других въездов — парными деревянными золочеными статуями. К концу XVIII века скульптурное украшение ограды (за исключением маскаронов) было утрачено и больше не возобновлялось. В царствование Елизаветы Петровны в Верхнем саду и на прилегающей к нему площади проводились различные торжественные церемонии — царские «выходы», праздничные церковные обряды. В Круглом бассейне перед дворцом ежегодно 1 августа устраивалась «иордань», где в присутствии императрицы окропляли «святой водой» знамена всех полков, расположенных в Петергофе.

В 1746 году архитектор В. Растрелли построил около Верхнего сада придворный театр — «Оперный дом». Это было одно из первых театральных зданий в России. Его зрительный зал вмещал более двухсот человек. Как писал сам архитектор, зал состоял «только из одного амфитеатра без ярусов для лож».

Здание «Оперного дома» было деревянным, и в 1829 году его снесли из-за ветхости. В 1765 — 1769 годы были закончены работы по замене деревянного Самсоновского трубопровода. К фонтану Верхнего сада «Телега Нептунова» проложили чугунные трубы диаметром полтора фута (45 сантиметров). При замене трубопровод сделали короче на один километр, отчего высота струй фонтанов Верхнего сада заметно понизилась.

Окончательную планировку парк получил в 70-е годы XVIII века. В 1770 году Петергофской конторе было предложено: «в Верхнем саду овощу не садить, дабы нимало навозного духу не было, а у задних ворот по обе стороны овощные места, где разные травы и коренья сеяны и капусты сажены были, для лутчего плезиру разделить на куртины, как на плане Верхнего саду при том представленном показано, а куртины обсадить елками шпалером и посадить во оных разных диких дерев: рябины, черемухи, берез и изредка, если идучи, чтоб вид казало рощею, и зелени более было. В куртинах, где были плодовые деревья, места выпланировать и засеять клевером белого и красного цвету». На приведение в порядок сада отводилось два года.

Верхний сад Петергофа

Можно отметить, что начиная со второй половины XVIII века в парках Петергофа высаживаются исключительно лишь свои, отечественные породы деревьев, характерные для данной полосы России: ель, береза, рябина, черемуха, клен, дуб и липа.

К концу XVIII века скульптурные группы фонтанов начали снимать. Дольше всех простояла «Телега Нептунова», но и ее, несмотря на неоднократную реставрацию, пришлось снять в 1797 году. В настоящее время посетители Верхнего сада с интересом осматривают скульптурную группу «Нептун». Эта группа появилась в конце XVIII века вместо «Телеги Нептуновой» и сохранилась до наших дней. Она имеет несколько необычную историю, уходящую в глубь веков.

В XVI и XVII столетиях торговые и свободные имперские города Германии, не жалея средств, воздвигали великолепные общественные сооружения. В особенности любили в то время украшать большие площади и рынки фонтанами. В 1649 году ратуша свободного города Нюрнберга решила установить на рынке монументальный фонтан с многофигурным скульптурным украшением. Фонтан должен был служить памятником в честь Вестфальского мира, завершившего изнурительную для Германии тридцатилетнюю войну.

Для этого фонтана и была создана в 1650—1658 годах скульпторами Риттером и Швейгером группа «Нептун». Отливку фигур из бронзы производил литейщик пушек и колоколов В. Герольд. В композицию входили двадцать семь фигур и декоративных деталей. Кроме мифологических персонажей, сюда включили женские фигуры, олицетворявшие реки Регниц и Пегниц, а на цоколе пьедестала были изображены гербы города Нюрнберга, ратуши и старый канцлерский немецкий двуглавый орел.

На площади городского рынка строился бассейн и пьедестал, камни для которого возили на телегах, запряженных семьюдесятью лошадями. Когда все было почти готово, работы вдруг прекратились. Оказалось, что архитекторы не рассчитали силы местных рек Регниц и Пегниц: для фонтана не хватало воды. Изготовленную группу «Нептун», составлявшую одно из известнейших произведений немецкого искусства середины XVII века, сложили в амбар, где она пролежала около ста тридцати лет.

Верхний сад Петергофа

В 1797 году только что вступивший на престол российский император Павел I отправился в путешествие по странам Западной Европы. Побывал русский царь и в городе Нюрнберге. Ко времени его приезда некогда богатейший торговый город испытывал большие финансовые затруднения. Чтобы поправить денежные дела, гостю из России предложили купить скульптурную группу «Нептун». Желая блеснуть своим богатством, Павел I, не колеблясь, уплатил тридцать тысяч рублей золотом. Это была огромнейшая по тем временам сумма.

В июле 1798 года покупку привезли в Россию с указом поставить ее «в Петергофском Нижнем саду, на том бассейне, где кит», т.е. в Песочном пруду. Архитектор Броуэр произвел расчет и установил, что «Евинский бассейн» был не в состоянии обеспечить новый фонтан водой. Тогда скульптурную группу решили поместить в центральном бассейне Верхнего сада, вместо снятой «Телеги Нептуновой». От прежнего убранства бассейна сохранили восемь свинцовых дельфинов и две гирлянды из листьев дуба, раковин и цветов. Новый прямоугольный пьедестал, составленный из трех частей, вытесали в мастерской Академии художеств из гранитного валуна, найденного в окрестностях Петергофа.

Установку «Нептуна» на пьедестал произвел медного дела мастер Н. Семенов. Водоподводящее устройство осуществила петергофская фонтанная команда, возглавляемая Стрельниковым. Все работы были закончены к 1799 году. Водная декорация «Нептуна» состояла из двадцати шести разнообразных водяных струй.

В связи с заменой «Телеги Нептуновой» стоявшая на поребрике бассейна деформировавшаяся свинцовая статуя «Зима» была также заменена бронзовой копией с античной статуи Аполлона Бельведерского, отлитой Екимовым.

Во второй половине XIX века, когда произошло объединение Германии и образовалась вторая империя, германское правительство неоднократно вело переговоры о возвращении скульптурной группы «Нептун» как национальной реликвии в Нюрнберг. Но эти переговоры оказались безуспешными. Тогда в апреле 1896 года в Петергоф приехал немецкий скульптор Тейхман и сделал гипсовые слепки с многофигурной композиции. В 1902 году ее копия была установлена в Нюрнберге. Когда в сентябре 1941 года Петергоф был захвачен немцами, скульптурную группу «Нептун» гитлеровцы разобрали и отправили в Нюрнберг. В начале 1947 года по требованию Советского правительства группа «Нептун» была возвращена в Петергоф и установлена на свое прежнее место.

В XIX веке в Верхнем саду Петергофа проводилась беспорядочная посадка деревьев. Вся центральная часть партера была засажена кустами сирени, шиповника и акации, деревья разрослись и закрыли вид на фасад Большого дворца, стиль регулярного парка был искажен.

В 1926 году началась реставрация сада по чертежам XVIII века. Были удалены заросли кустарников в партере, восстановлена первоначальная планировка, возобновлен рисунок цветников. На местах, где в XVIII веке стояла свинцовая садовая скульптура, установили мраморные статуи: Амфитриты, Минервы, две статуи Меркурия работы неизвестных скульпторов XVIII века. За фонтаном «Дубовый» расположили четыре статуи работы итальянского скульптора А. Бонацца, созданные в 1757 году: «Флора», «Зефир», «Вертумн» и «Помона». Статуи были перевезены в Петергоф из парков Стрельны, Михайловки и Знаменки.

Мраморная скульптура сада в начале войны 1941 — 1945 годов была зарыта в землю и сохранилась. Гитлеровцы похитили металлическое украшение фонтанов, вдоль всего партера Верхнего сада при помощи взрывов создали противотанковый ров. Деревянные решетки ограды оказались уничтоженными, а западный пилон главного въезда в парк взорван. Многие деревья погибли.

Восстановительные работы по расчистке партера и всего сада были выполнены в первые послевоенные годы. Для ограды изготовили четыре тысячи пик, воссоздали пилон главных ворот. Для «Межеумного» фонтана отлили дракона по модели скульптора Гуржия. Вновь забили многочисленные струи «Нептуна», установлены в бассейнах фигуры бронзовых дельфинов, а среди ярких партеров заняли прежние места мраморные изваяния работы итальянских мастеров прошлого. Ныне Верхний сад Петродворца с его обновляющимся зеленым массивом приобретает тот облик, который он имел два века назад.

В наши дни местность вокруг парка была застроена гостиницами, позволяющими туристам отдохнуть в этом живописном уголке Санкт-Петербурга или даже отпраздновать свадьбу.

Верхний сад Петергофа