Дворец Монплезир

Навигация


Бронирование


Информация

Ломоносовский район, деревня Низино,
Центральная улица, дом 1

Схема проезда

(812) 331-45-48
(812) 249-92-59

Система классификации отелей

Отзывы

Семья Глазенко

Выражаем искреннюю благодарность руководителю отеля в лице директора "Green...


Все отзывы

Дворец Монплезир в Петергофе

Осмотрев «Еловый фонтан», можно возвратиться по широкой аллее к памятнику Петру I и по ней же пройти далее к низкому кирпичному зданию, стоящему на самом берегу залива. Это — «Монплезир» (по-французски — «Мое удовольствие»).

Замысел постройки дворца принадлежит Петру I. Сохранились собственноручные рисунки царя с общей планировкой этого сооружения и садом перед ним. С 1710 года на указанном Петром I месте начали делать искусственный мыс. По контуру предполагаемого здания возвели кирпичную стену, оградив ее булыжником и валунами от ударов морских волн. На огражденном морском дне построили подвальную часть будущего дворца и засыпали котлован бутовым камнем. Фундамент дворца оказался на уровне сада.

2 мая, после просмотра перечня работ на лето 1714 года, Петр I дописал: «В Питергофе зделать палатки маленькие по данному текену» (образцу). И уже 17 мая на готовом фундаменте мастеровые люди, присланные из Москвы, начали класть стены. Работами руководил поручик Никита Остафьев.

Дворец Монплезир

Автор проекта здания не установлен, но судя по замыслу, это был один из зодчих, работавших в Петергофе в первые годы дворцово-паркового строительства, предположительно — архитектор А. Шлютер. Это подтверждает письмо Петра I А. Меньшикову, в котором говорится, что проект «Монплезира» им перед отъездом за границу передан архитектору И. Браунштейну «за смертью А. Шлютера».

В течение двух с лишним лет успели возвести и частично отделать четырехугольный в плане корпус с большим парадным залом, кабинетом царя и жилыми помещениями. Он получил название «Голландского домика».

С 1717 года начинается второй этап строительства дворца — внутренняя отделка, возведение галерей, планировка сада с южной стороны. Возле дворца появляются подсобные здания для конвоя и прислуги, церковь, поварни, конюшни, кузница, теплицы. «Менажерийный» пруд, где ныне фонтан «Солнце», и вольеры также входили в комплекс сооружений «Монплезира» в Петродворце.

С особой тщательностью отделывались внутренние помещения «Монплезира», составлявшего гордость царя. Из-за высокой требовательности к выполненным работам дворец полностью смогли закончить лишь к лету 1723 года.

Первые описания дворца мы находим у иностранных гостей, бывших на царских приемах в Петергофе. Один польский дипломат, посетивший в 1720 году Петергоф, писал: «После обеда, вечером, нас пригласили в другой дворец, построенный у самого моря, который называется «Монплезир».

Более подробно пишет о дворце французский посол Кампредон, побывавший в 1723 году на торжественном открытии резиденции: «Царь и принц поместились в маленьком домике, построенном в саду, на берегу моря, и названном «Монплезир» в подражание подобному домику вблизи Берлина. Туда же царь повел нас прежде всего и показал там все комнаты. Они малы, но очень удобны и заметно подражание голландским экономии и опрятности в кухнях, а также и в вымощенной террасе на берегу моря, осененной липами, подобно гаагским каналам. В комнатах есть очень хорошие картины... В дом входят через сад, прекрасно содержанный».

«Монплезир» по своему внешнему виду мало чем напоминал пышные дворцовые постройки в резиденциях европейских монархов. В архитектуре его отчетливы следы практичности, деловитости, некоторого аскетизма, что характерно было для построек, увиденных Петром I в буржуазной Голландии. Видимо, по замыслу царя, этот домик должен был стать своеобразным рабочим кабинетом, куда можно было удалиться от официальной придворной жизни, ради которой строились парадные Верхние палаты. Поэтому домик и получил название «Мое удовольствие» — «Монплезир».

Дворец Монплезир

Одноэтажное здание, вытянутое вдоль берега, сложено из красного кирпича. Неоштукатуренные стены его имеют несколько суровый вид и оживляются лишь белой окраской швов рустованных пилястр. Морской фасад его четко делится на три части. Средняя часть дворца, или основной корпус, выступает в сторону залива. Она увенчана четырехскатной шатровой крышей с резной вазой. Большие широкие окна и дверь, идущие почти от самой земли, заполняют весь фасад, оставляя лишь узкие простенки. Легкая застекленная дверь подчеркивает летний характер постройки.

К центральной части симметрично примыкают сквозные галереи с двухскатной крышей, вдоль которой тянется низкая деревянная балюстрада. В стенах имеются семь окон с чередующимися между ними декоративными нишами. Боковые галереи замыкаются маленькими павильонами — люстгаузами. Они имеют стройное окно-дверь с декоративными нишами по сторонам, двухъярусную кровлю, завершенную резным световым фонариком.

Деревянные карнизы вдоль крыши всего здания, детали мансардных окон, балюстрада галерей, световые фонарики окрашены в белый цвет, контрастирующий с неоштукатуренными красными стенами. Стеклянная дверь выводит из дворца на вымощенную голландской цветной плиткой площадку. Вся терраса перед дворцом ограждена белой массивной балюстрадой, которая повторяет очертания морского фасада «Монплезира», подчеркивая слитность сооружения с морем. В балюстраде сделан выход на море. На террасе перед галереями находятся небольшие цветники с установленными на пьедесталах мраморными статуями Амфитриты и Лета.

Дворец Монплезир

Из окон дворца и с террасы открываются взору простор моря, синеющие очертания Кронштадта и Петербурга. Отсюда Петр I любовался маневрами флота, который был столь дорог его сердцу. Здесь находил он те недолгие минуты уединения, в которые рождались новые замыслы преобразования России. Южный фасад дворца, обращенный к парку, вытянут в одну линию и имеет длину шестьдесят семь метров. Домик кажется совершенно сквозным благодаря семи окнам-дверям, наполняющим его светом и придающим зданию особую легкость.

Фасад галерей состоит из шестнадцати мелко остекленных окон, спускающихся до земли и завершенных арочными фрамугами. Окна разделены тонкими рустованными пилястрами, несущими карниз. Ширина окон уменьшается от середины галерей к центру здания и люстгаузам. Пол во всем здании сделан на одном уровне с садом и террасой: доходящие до полу окна галерей служат одновременно дверями.

На южных фасадах люстгаузов заметны следы декоративной росписи, изображающей деревья. Живопись эта была выполнена согласно указанию Петра I при его жизни и в последующие годы неоднократно переписывалась при всех ремонтах фасадов. По-видимому, это была одна из затей, создававшая иллюзию продолжения «огибных» дорог, или зеленых коридоров, которые вели от «шутеидых фонтанов» к люстгаузам.

Так выглядит любимый дворец Петра I сейчас, так он выглядел и двести с лишним лет назад. Надо заметить, что при возведении дворца качество строительных работ, несмотря на примитивную технику, было превосходным. Пережив все невзгоды, «Монплезир» Петергофа сохранился до наших дней. Особый интерес представляет конструкция главной части здания. Стены его толщиной в один кирпич служат опорой для дубовых балок, перекрывающих пролет длиной почти восемь метров, т.е. несут огромную тяжесть всего мощного перекрытия. Большие окна дворца и галерей свидетельствуют о широком введении в практику строительства такого материала, как стекло.

Парадный зал Монплезира

Планирующим центром дворца является Парадный зал. Он расположен во всю ширину главного корпуса и имеет два выхода — на морскую террасу и в сад южной стороны. Компактно по бокам его расположены — Лаковый кабинет, Буфетная и Кухня (с востока), Секретарская, Спальня и Морской кабинет (с запада). За этими небольшими комнатами парадную анфиладу продолжают галереи. Убранство зала составляет резкий контраст с внешним видом дворца. В противовес строгому декору фасадов внутренняя отделка отличается невиданной для петровского времени роскошью и богатством.

Пол зала вымощен черными и белыми мраморными плитками и напоминает гигантскую шахматную доску. Стены по предложению А. Леблона обшиты панелями из темного дуба. Эта богатая, но сдержанная по тону отделка оживляется двадцатью двумя небольшими картинами в лаковых черных рамах. Над дубовой облицовкой начинается неширокая кромка потолка, отделяющая стены от огромного купола. Потолок украшен лепкой и росписью.

Дворец Монплезир

Купол, словно пышная царская палатка, раскинут над средней частью зала и придает всему парадному помещению неожиданно большую высоту, праздничность и великолепие. Он украшен плафоном, в центре которого изображен Аполлон (покровитель искусств) с лирой в руке в окружении фигур традиционных героев итальянской народной комедии XVII века; в углах плафона размещены аллегории четырех братьев-ветров: Зефира, Эвра, Нота, Борея. Корзины с букетами цветов, сложные рисунки из листьев, завитков дополняют этот живописный плафон. Его обрамлением служит изящный лепной декор, главным элементом которого является белоснежная драпировка со свисающими вниз кистями.

Эту пышную раму центрального плафона поддерживают с четырех сторон парные алебастровые фигуры, олицетворяющие времена года: девушки с розами на головах и в складках накидок — Весна, женские фигуры с венками из колосьев — Лето, юноши с гроздьями винограда — Осень, старики с ниспадающими меховыми одеждами — Зима.

Четыре ската свода декорированы изображением стихий — огня, воды, земли и воздуха. Они представлены в образах мифических богов: Вулкана, Нептуна, Кибеллы и Аполлона. Каждый сюжет дан в многофигурном медальоне и обрамлен гирляндами цветов, листьев, орнаментом.

Из Парадного зала в восточную галерею можно пройти через Лаковый кабинет. Это небольшая комната, расположенная со стороны сада. Стены кабинета украшены девяносто четырьмя лаковыми панно, расписанными темперой. На блестящем черном фоне золотом, серебром и другими яркими красками художники изобразили сцены из китайского быта, экзотические пейзажи, животных, цветы, фантастических птиц, рыб, сложные орнаменты. На рамках между панно помещены сто тридцать шесть резных полочек, поддерживаемых разнообразными фигурками: крылатыми сфинксами, мальчиками-музыкантами, ажурными раковинами и листьями. На полочках поместили фарфоровые чашечки с цветной росписью. Прекрасный плафон с изображением нимфы и бога вина Вакха дополняет убранство комнаты. Кабинет, названный «Лаковой каморой», представлял из себя большую шкатулку, оформленную по рисункам архитектора И. Браунштейна.

Стены и очаг кухни, панели Морского кабинета украшены синими изразцами с изображением городов и кораблей. Как и кирпич, из которого выложены стены дворца, изразцы изготовлены на стрельнинских кирпичных заводах. В петровскую эпоху изразцы являлись одним из самых распространенных материалов для отделки дворцовых интерьеров.

Морской кабинет, кроме того, декорирован дубовой обшивкой и картинами. Эта небольшая комната с окнами, выходящими на залив, была особенно дорога Петру I.

В прозрачных галереях стены также облицованы дубом. Потолки галерей и купола люстгаузов покрыты нарядной росписью — изображением вакханок, амуров, страусов, гирлянд. Пол, как и в Парадном зале, вымощен белыми и черными мраморными плитами.

В галереях, в зале и в кабинетах «Монплезира» находилась собранная Петром I большая коллекция живописи голландских и фламандских художников XVII — начала XVIII века. Это была первая картинная галерея в России. Во время своих поездок в Голландию Петр I посещал выставки, аукционы, знакомился с художниками. Больше всего он интересовался морскими пейзажами и был лично знаком со знаменитым маринистом Л. Бак-гейзеном, а у другого мариниста — А. Сило, по профессии морского инженера, он учился черчению. В 1716 году царь договорился с художником-портретистом и торговцем картинами голландцем Георгом Гзел-лем и его женой Марией, тоже художницей, чтобы они скупали картины для отправки в Россию. Значительная часть приобретенных за границей полотен была помещена в дворцах Петергофа. К концу 1722 года в одном лишь «Монплезире» находилось более двухсот картин.

В августе 1722 года последовал указ Петра «сделать в Монплезире по обе стороны в галереях рамы липовые столярною работою к разным картинам, а в них вставить резные узкие рамы. Большие рамы покрыть черною краскою, а малые резные вызолотить против модели». Скомпонованные таким образом рамы были вмонтированы в дубовую облицовку стен.

Из сохранившихся полотен, купленных Петром I, в Парадном зале наибольший интерес представляют картины Адама Сило (1674—1757): «Корабли на рейде», «Суда на пристани», «Городской рейд». Художник в своих картинах дал столь тщательную прорисовку деталей кораблей, что царь по ним производил экзамены своим пансионерам, посылаемым за границу для изучения навигации и кораблестроения.

Дворец Монплезир

Дворец «Монплезир» с середины XVIII века не использовался для жилья, а бережно сохранялся как династическая реликвия, связанная с памятью Петра I. Благодаря этому он не перестраивался, а внутренняя отделка его не искажалась. Он почти без изменений сохранялся до 1917 года. В одной из своих статей В. Г. Белинский указывал, что первые сооружения Петербурга — домик на Петербургской стороне, дворец в Летнем саду и «Монплезир» в Петергофе — относятся к самым почитаемым реликвиям отечественной истории.

«Монплезир» запечатлен в творчестве одного из выдающихся художников XIX века Н. Ге (1831 — 1894), В 1870 году, работая над картиной «Петр Первый допрашивает царевича Алексея Петровича», Ге побывал в Петергофе. Сюжет картины, изображенный художником, относился к наиболее драматическому событию в жизни Петра I. Царевич Алексей — сын Петра от его первой жены Евдокии Лопухиной — не только не стал помощником отца в его энергичной деятельности, но и оказался замешанным в реакционном боярском заговоре против царя, против всех его преобразований. Петр сурово и решительно разгромил заговор, не пощадив собственного сына, ставшего врагом его государственного дела.

12 мая 1718 года Петр I допрашивал Алексея, уличенного в измене. Как утверждают историки, допрос происходил в Петергофе, где Алексею «в помянутых запорных словах дана ему с девкою Афросиньею очная ставка». Неизвестно, в какой из построек происходил в действительности этот суровый разговор отца с сыном-изменником. «Монплезир» тогда еще не был отстроен. Но художник избрал для своего сюжета Парадный зал именно этого дворца, потому что все здесь овеяно духом петровской эпохи. Тщательно выписанные детали убранства зала не только создают исторически верный фон, но и участвуют в художественной обрисовке действующих лиц: простая мебель, висящие на стенах картины, строгий рисунок мраморного пола раскрывают вкусы Петра, говорят о том новом, что вошло с его преобразованиями в быт России.

В 1941 году картины, мебель, посуда и личные вещи Петра I, сохранявшиеся в Спальне и Морском кабинете, были вывезены в глубь страны. В период оккупации Петергофа гитлеровцы, используя удобное расположение дворца на берегу залива, превратили террасу в огневую точку. Они варварски изуродовали дворец, уничтожив его внутреннюю отделку. Дубовые и лаковые панно — бесценные произведения декоративного искусства XVIII века — они сожгли; разбили белоснежные камины и богатые изразцы, украшавшие многие комнаты. Уникальный плафон и изумительную лепку Парадного зала оккупанты изрешетили пулями, избрав фигуры в качестве мишеней. При отступлении фашисты пытались совсем уничтожить «Монплезир», заложив в его под вале пять мин замедленного действия. К счастью, мины были вовремя обнаружены и извлечены нашими саперами.

После войны началось восстановление дворца. Проект реставрации был разработан коллективом специальных научно-исследовательских мастерских Ленинграда под руководством архитектора А. Гессена. Кафедра стекла Ленинградского технологического института подготовила образцы стекла по рецептам XVIII века: стекло того времени отличалось несколько волнистой поверхностью и специфически зеленоватым цветом. Для дворца было сделано также пять тысяч кафельных плиток по пятидесяти различным рисункам.

В 1958 году был открыт Парадный зал, а еще через год — Лаковый кабинет. Утраченные панно «Лаковой каморы» воссоздали мастера Палеха. Случайно уцелели три испорченные живописные филенки и один обломок. Не имея даже фотографий панно, палешане широко использовали образцы китайского искусства, хранящиеся в Эрмитаже и дворцах-музеях Ломоносова. Под руководством Н. Зиновьева группа живописцев воссоздала замечательные художественные произведения.

К 1960 году была полностью завершена реставрация внутренних помещений «Монплезира», и он снова открыт для обозрения. Если вы собираетесь посетить Петергоф, чтобы насладиться видом этого архитектурного шедевра, то к вашим услугам наша гостиница и кафе-ресторан, расположенные в непосредственной близости от дворцово-паркового ансамбля Петродворца.